
Рассказывают стажёр и эксперты Новограда
Стажеры Новограда знают: нельзя просто так взять и заняться наукой. Чтобы провести собственное исследование, сначала нужно научиться важным вещам, напрямую с наукой не связанными. Вера Прокофьева, стажер компании «Сбер» Новограда 2023, рассказала о своём опыте и обратилась за комментариями к представителям мэрии: Валентине Браташ, эксперту корпорации Новограда, методологу «Сберкласса», и Андрею Штанюку, главному мастеру Новограда, менеджеру «Школьной лиги».
Самоорганизация
Один из первых важных навыков — научиться самому полностью организовывать свою работу.
Вера Прокофьева: «Навык самоорганизации помогает мне распланировать день так, чтобы я всё успевала: утром сходить в школу, днём позаниматься исследовательской работой, вечером пойти в бассейн. С помощью этого навыка я всё успеваю по учебе и смогла стать победителем экологической Олимпиады для школьников Ubirator, V муниципального форума "Потенциал будущего" и участником многих других олимпиад и конференций».
Андрей Штанюк: «Наука — серьёзное занятие, требующее усидчивости и дисциплинированности. Поэтому для школьника, который хочет заниматься наукой, очень важна самостоятельность. Если он не сможет себя организовать, то у него ничего не получится».
Общение с экспертами
Второй навык — умение своевременно задать вопросы экспертам по теме исследования.
Валентина Браташ: «Нужно не только самому искать информацию, а также консультироваться с экспертами, которые могут ответить на вопросы или даже направить в нужном направлении, если это понадобится».
Андрей Штанюк: «Нужно писать ученым и не бояться, что тебя за это отругают или высмеют. Потому что на самом деле за это даже хвалят. Худшее, что может произойти, — тебе просто не ответят. Но, если пройдёт день и тебе не ответят, это не значит, что тебе никогда больше не помогут».
Фестиваль мастерских Новограда-2023
Работа с информацией
Третий важный навык — умение эффективно работать с информацией, которое включает несколько процессов: чтение, анализ, систематизация.
Валентина Браташ: «Многие читают, выделяя главное, сокращают и не понимают прочитанное. Важно уметь понимать и осмысливать то, что прочитал, а после этого систематизировать, расставлять всё по полочкам».
Выделение компонентов исследования
Четвёртая составляющая успеха в науке — умение определять и разрабатывать компоненты исследования: цель, гипотеза, эксперимент, выводы. Нужно понимать, как оформляется исследование, из каких этапов состоит, что и зачем делать на каждом.
Постановка цели. Цель ставят в начале — определяют, что нужно сделать.
Формулировка гипотезы. Из цели вытекают гипотезы — предположения, которые нужно опровергнуть или подтвердить.
Проведение эксперимента. Это конкретные действия, которые позволят подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Анализ результатов (выводы). Его следует делать с умом, выделяя слабые и сильные стороны, проводя сравнение нескольких вещей.
Валентина Браташ дополнила: «Важный фактор, без которого ничего не получится, это любопытство. Если не будет заинтересованности, навряд ли школьник сделает свою работу качественно».
Автор текста: Вера Прокофьева, стажер компании «Сбер», ученица 8 класса из г. Железногорска. Текст подготовлен при участии Валентины Браташ, эксперта корпорации Новограда, методолога «Сберкласса», и Андрея Штанюка, главного мастера Новограда, менеджера «Школьной лиги»